Я мальчик, у меня пиписька.
Рецензия книги Дмитрия Глуховского - Метро 2033

Обыкновенно я бросаю подобные книжки, не дочитав и до середины, как правило, хватает пары десятков страниц, чтобы полностью составить впечатление и не тратить время дальше. Но тут уж пришлось, осилить в полной мере, поскольку того требовали обстоятельства. И если быть откровенным, усилий потребовалось немало.

Необходимость в полном прочтении возникла из за того, что популярность этого посредственного текста, каким он мне показался поначалу, превысила все возможные пределы. Поэтому я был вынужден задать себе вопрос: «может быть я что-то пропустил?». Как оказалось, пропустил я очень многое. И напрасно некоторые недоброжелатели твердят, что не будь у «Метро» такой бешеной раскрутки, валяться бы ей в самых глубоких недрах самиздата, где никогда не ступает нога человека. Теперь, когда я прошел этот квест от начала до конца, мне стало понятно, что роман с самого начала был обречен на ошеломительный успех.

И первым условием успеха здесь явился сюжет. Кто его не знает, для тех расскажу вкратце, одним абзацем. Есть Артем, главный герой, живет он на станции Московского метрополитена ВДНХ, и вместе с ним, все остатки человечества сохранившиеся в обозримых пределах. Ядерная война уничтожила всю приличную жизнь на земле, поэтому люди освоили подземные чертоги имени В. И. Ленина. В Артеме нет ничего особенного, кроме того, что он традиционно избранный, и обладает какими-то, не очень ярко выраженными способностями. Как у всякого избранного, в его жизни, в один прекрасный момент появляется свой личный Морфеус, по имени Хантер. Гендальф вручает своему Фродо какую-то загадочную хреновину, и отправляет, одинокого, сопливого юнца в самое опасное путешествие, цель которого, потенциальное спасение остатков человечества. На пути нашего героя ждет множество испытаний, лютых врагов, и верных друзей. Кароче говоря, сюжет обычный. Хорошо замаринованный, избитый и прожаренный прошлыми поколениями писателей до хрустящего блеска. А массовый читатель, очень любит что-то знакомое, уютное и не слишком требовательное к задействованию ресурсов активного воображения.

Вторая удача, это сеттинг. Метрополитен знаком многим с младых ногтей, волос и молочных зубов. Подавляющее большинство жителей столицы, проводят в метро около десятой части своей жизни, даже больше чем в душе, за едой или в туалете вместе взятых. При этом, место это, никогда не теряет своей притягательной загадочности, что делает его идеальной песочницей для фентезийных приключений.

Ну и третья часть, на мой взгляд самая главная, без которой успех не был бы полным, и книга получила бы максимум 50 — 100 тысяч тиража: Философия. Философские размышления главного героя и каждого из второстепенных персонажей, занимает примерно две трети книги. Если На пути Артема встречается персонаж, который не собирается его убивать, вы можете быть уверены, что скоро состоится изнуряющий своей пошлой очевидностью философский диспут или, что вероятнее, монолог, а после, вы проследуете в голову главного героя, и ознакомитесь его пространными размышлениями на эту тему, которым никогда не будет суждено отозваться даже смутным эхом, в структуре повествования. Но эта философия выполняет здесь другую, гораздо более важную роль, чем поддержание драматургической целостности: она влияет на умыы читателей с неокрепшим мозгом совершенно неожиданным, лично для меня, образом: читатель начинает думать, что он купил не просто дешевое фентези про подземку, с приключениями и перестрелками, а еще и умную вещь, над которой можно поразмышлять, а после кинуть пару постов с цитатами в контактик.

Именно эта загадочная способность писателя Глуховского и кажется мне самым ценным фантастическим допущением в его книге. Писать нудные и очевидные всем вещи, известные каждому, кто освоил хотя бы треть школьной программы по литературе, и при этом оставаться в глазах читателей чуть ли не титаном духа и разума.

Говорят, что хороший художник заимствует, а гениальный ворует. В этом смысле Глуховский конечно гений. И я говорю не об упомянутой выше завязке с избранным, ее использование, еще не повод для обвинений, даже не смотря на то, как топорно и тупо, без намека на изящество, она выполнена. Главная украденная деталь — развязка. И это именно деталь. Автор взял Хьюгоносный роман Орсона Скотта Карда «Игра Эндера», который похож на блистательный Майбах, выдрал из него кусок, служащий ключевой идеей романа, и приладил к своим дребезжащим Жигулям. Выглядит оно, именно так отвратительно, как кажется. И не нужно думать, что это походит на фанатскую реминисценцию, или любовное цитирование, здесь настоящее воровство неожиданного сюжетного хода, практически дословное копирование с заменой жуков на «черных». Естественно аудитория превозносящяя творчество Глуховского, вообще ничего не заметила, поскольку читают эти люди мало, и как правило не слишком разных авторов, ведь если бы они читали много, на фантлабе рейтинг у книги был бы не почти 8, а в лучшем случае 5.

Бесполезно советовать или не советовать читать «Метро 2033». Как свинья всюду найдет грязь, читатель с неразвитым вкусом всегда подберет себе подходящее чтение. Именно для него работают все книжные магазины, для него пишет подавляющее большинство отечественных, да и не только, писателей моего любимого жанра — фантастики. Как нещадное модифицирование генома помидора делает его безвкусным, так и замена авторского вдохновения на искусственные математические рассчеты читательской реакции, делают литературу совершенно безжизненной. Последнее время заметна очень неприятная тенденция: плохие авторы собираются в кучи и пишут свои плохие книги под предводительством «мудрых» продюссеров типа Рыкова. «Метро» это даже не роман, а локомотив собранный из ворованных деталей, который тянет за собой целый состав дрянной мукулатуры. Это можно читать, а можно и не читать. Но лучше бы этого никогда не было.

00:18

Я мальчик, у меня пиписька.
Я ем мафин.
Мафин рассказал мне о свободе.

18:38

Я мальчик, у меня пиписька.
На ДСДТ сходил, заебись фильм.

18:36

Я мальчик, у меня пиписька.
Думал настроение плохое, а на самом деле надо было всего лишь проветрить в комнате.

01:49

Я мальчик, у меня пиписька.
Пойду завтра смотреть на девушку с татуировкой дракона. Ожидаю, что это фильм хороший.

01:46

Я мальчик, у меня пиписька.
Анимэ твое японское - бездушная хуйня
Смотри мультфильм про нашего родного муравья.




23:15

Я мальчик, у меня пиписька.
Попробую на этой неделе нигде не ставить смайлы в виде скобочек, а поскольку все остальные смайлы я не признаю в принципе, то и никаких ставить не буду. Интересно, будет ли людям понятно, где я шучу ,А где нет? Может быть научусь чему0нибудь.
Как только это написал, захотелось тут же, поставить скобочки. Ничего себе.

22:51

Я мальчик, у меня пиписька.
Последнее время, ощущаю себя человеком, на которого не реагируют датчики автоматических дверей в супермаркетах.

22:29

Я мальчик, у меня пиписька.
Кто добавил меня в избранное сегодня?
Поздравляю тебя, ты сделал правильный выбор.

01:49

Я мальчик, у меня пиписька.
Я к вам писал, а вы меня послали.

01:23

Я мальчик, у меня пиписька.
Ты скребешь меня отпечатками, так что я уже почти тронулся, ожидайте прибытие поезда, из моей родины в седую бороду. Слишком много народу в городе, слишком гордые образы в зеркалах тающих. Для того погода теплая, что им видеть меня боязно, или я своим дыханием совестливым, растопил позор в отражении. Огоньки отмечают линиями, маршруты излишков выпитого, и врезаются в безжалостные, покрытые инием, столбы с фонарем асциллографом. Кто не моет голову, тот перхотен, потакающий прихотям похоти, с головы до ног как зефирина бледен весь, взглянешь раз - вроде баба, в другой — снежная. Конопатили копотью котики, собрата своего, белого, чтобы счастья у людей топающих, вообще никогда не было. Я привязан к тебе кабелем, как кобель на цепи бешеный, на любви бесконечной с яростью, моя кровь сегодня замешана. А на днях лежат отпечатки памяти, и сидят развалившись расслабленно, а другие в углу скорчились, догорают в жалостном пламени.

Я мальчик, у меня пиписька.
Если хороший человек, ведет себя как плохой. Если он выглядит и пахнет, как негодяй, но все же хороший человек. Если у него совершенно отвратительные взгляды на мир, у этого хорошего человека. Если вам хочется дать этому хорошему человеку подсрачник за то, что он мелет полную чушь. Если его речь не вызывает в вас ничего положительного, а одну лишь ненависть. Если вы ни в чем не разделяете отвратительные доводы этого хорошего человека, то вы, совершенно точно, это клинически доказано и полностью отвечает здравому смыслу -- отвратительная мразь. Будет хорошо, если вы соберете всех своих единомышленников, таких же мерзких гадов как вы, и сгините в неизвестном направлении. Тогда хороший человек станет еще лучше. Точно, отвечаю.

01:37

Я мальчик, у меня пиписька.
Бьюсь об заклад.

02:00

Я мальчик, у меня пиписька.
Мусульмане вы все что ли?
Или атеисты какие-нибудь недостойные?

00:32

Я мальчик, у меня пиписька.
Пошли с сестрой в церковь, службу не застали. Пошли с сестрой в магазин, хотели купить вина, нам сказали, что можно только пиво. Пиво не купили, зато купили много всего, странного, и наверное вкусного. Улица чудна, мокра и зимой даже не пахнет, возможно это один из первых признаков грядущего конца света. А возможно земля просто хочет быть теплой, чтобы гробовщикам было легче копать могилы, для упокоения людей, весной, от грядущей эпидемии оранжевой проказы.

С Рождествуом Христовым, друзья, счастья вам.

00:02

Я мальчик, у меня пиписька.
Ну чо, с новым годом, епта.
Какие изменения ощущаете, друзья?

21:22

Я мальчик, у меня пиписька.
На улице непривычно пусто и глухо.
-- Купи продукты 30, иначе, если придешь в последний момент в магазин, будешь продираться через толпы.

Хуй там. Никаких толп. Все либо уже набились в квартиры, режут свои чертовы салаты. Либо купили уже нарезанные в перекрестке, и сидят, за столами, ждут и смотрят друг на друга. Уставшие лица в ожидании чуда. Бутылки с бухлом звенят в предвкушении изголодавшихся праздничных губ и рюмок. Сегодня ходил по улицам, в обще сложности около трех часов, не видел вообще, чтобы кто-то кого-то поздравил с наступающим. Все встреченные люди кажутся напряженными, как будто слишком буквально восприняли новости о конце света. Конечно, если точно знаешь, что 2012 будет последним в твоей жизни, радоваться нечему. И все это как-то скрасило мое настроение, и разбавило тоску и печаль посетившую меня с утра. Оказывается мой новый год еще не самый хуевый на свете.
Мы с братюней купили интеллигентных напитков, сластей и прочего. Компанию нам составит драная крыса, которую все называют котом. Вроде бы, все даже кажется неплохо. Рассудок не утрачен, отчаяние отступило. Не хватает только шутих, для полного счастья. Но в случае чего, всегда можно облить бензином.... Нет, этого я не собирался говорить.

Еще раз с наступающим, блять.
Чувствуете, а?

Кстати, спасибо всем, кто поздравил и поддержал. Вы ребята просто супер. Уверен, ваш праздник мудет намного веселее, чем у тех, кто забыл про меня.

Я мальчик, у меня пиписька.
С наступающим на горло, новым годом, он еще на одну цифру увеличивает число, которое будет выгравировано на вашей надгробной плите. Поздравляю.

В новом году желаю вам всякого разного хлама, который сможет сделать вас на пути к смерти, чуточку более счастливыми. Ну и конечно здоровья и побольше денег. Каждому известно, что отсутствие этих вещей, сильно отравляет наше общее путешествие.

Себе пожелаю быть более честнывм, скромным, и добрым. Не смотря на то, что иногда кажется, что дальше уже некуда. Вы можете еще добавить чего-нибудь в комментариях. Не могу сказать, будет ли от этого хоть какой-то толк, но если вам больше нечего делать, можете попробовать.

И у меня есть еще одно пожелание. Я желаю вам иметь вещи, с которыми жалко расстаться, за них можно зацепиться, в том случае, если вас оторвало и продолжает рвать и нести. Вы можете цепляться за близких и родных. За свои любимые шмотки или девайсы. За свою работу или учебу. За жалкий январский снег и грязь, которая лежит под ним и ждет своего часа. Вы можете держаться за свою ебаную дрель, которой весь год сверлили мне голову, сверху. Главное, держаться. Потому что, если не за что, вы станете похожи на меня. А кто хочет быть похожим на мудака, которому праздники отравляют жизнь? Никто, никто, никто. Только я.

Я первый раз, за всю историю жизни в этом доме, слышу как дрель с девятого, сменилась на пылесос. Неужели они целый год жили в говне? Или возможно они были бедные, и не могли себе позволить это чудо. А теперь, в честь праздников взяли да и разорились. Махнул рукой муж. Взмахнула ресницами жена. Приоткрыл рот сынишка. Вот ведь идиоты.

Кароче не знаю, буду ли я еще вести этот дневник. Скорее всего нет. Заведу другой, и буду писать от иимени отчаявшегося и разочарованного в жизни эмо. Старомодного, всеми забытого. Не смешного. Печального, едкого как растворитель, и одинокого, как свежий собачий крендель на выпавшем за ночь, белом. Кому интересен будет такой дневник, напишите на U-mail, дам ссылку.

С новым годом, блядь.

01:06

Я мальчик, у меня пиписька.
Я не буду встречать новый год, один. Я один, не буду встречать новый год, новый год я не буду встречать, один. Я вообще не буду встречать ничего.

19:55

Я мальчик, у меня пиписька.
Друзья, как вы сражаетесь с ленью, а? Я вот борюсь, борюсь, и самое обидное в том, что даже результатов этой борьбы не видно. Так, что я уже даже сомневаюсь, а лень ли это на самом деле. Возможно это вообще какой-то совсем другой тип жизненной невзгоды. Я давно об этом думаю. Вдруг я борюсь с одним, а проблема вообще в другом. Для меня никогда не было проблемой действие. Я могу сидеть, и заниматься чем угодно, какое угодно количество времени, и мне это даже доставляет удовольствие. Но когда я не знаю, чем я на самом деле занимаюсь, вот тут наступают проблемы, и яне могу делать вообще ничерта. Так что я думаю, возможно дело не в лени, а в страхе. Но в связи с этим вполне справедливым утверждением, рождается одно очень неприятное соображение. А вдруг никакой лени вообще не существует. И все мы, изначально знать не знаем, что это такое. И этой сраной ленью прикидывается самый обычный страх. А страх, это ведь ужасно. Нельзя босться. Что же это получается, бесс трашные люди не знают что таеое лень? Видели ли вы когда-нибудь бесстрашного человека, подверженного этому чувству?